Размер шрифта A
A
Цвет Текст Текст Текст
Настройка
Изображения
Настройки шрифта
Выберите шрифт
Интервал между буквами (Кернинг)

Пустозерск


Пустозерск являлся крупным торговым центром и был первой крепостью на земле ненцев, в которой русские купцы, новопоселенцы и сборщики дани находились под военной защитой Москвы. Позднее появились торговые поселения Усть-Цильма и Ижма, находившиеся чуть южнее.

Крепость и торговое место были заложены 2 августа 1499 года и получили свое название, вероятно, от близлежащего озера. Озеро на русском языке называлось Пустое,  кроме земляных холмов и мха ничего не было. Название озера словом «пустой» не случайно, поскольку эта земля находилась очень далеко от центральной России. Несмотря на тот смысл, который русские вкладывали в название этого места, оно вовсе не являлось «пустым», незаселенным. Царские воеводы заложили поселение там, где уже проживали другие народности, самоеды и угры.

Причиной того, что Пустозерск изначально оказался целью набегов для ненцев, было не только мнение коренного народа, что город построен как крепость вероломных завоевателей и центр для незаконного сбора дани. Причина заключалась и в том, что город был заложен на уже обжитой земле, где, вероятно, находилось священное место.

Город был заложен на мысу у Пустого озера, у рукава Печоры, примерно в 40 км от того места, где сегодня находится Нарьян-Мар. На тот период времени это была главная транспортная артерия на основном направлении, где парусные суда из Европы бросали свои якоря. Крепость была заложена для того, чтобы закрепить земли за русскими на самом севере Московской империи, а также для контроля за движением судов в Печору. Основной целью было не допустить иностранных мореплавателей в Сибирь или земли восточнее от Архангельска.

Поселение быстро превратилось в центр торговли шкурами, пушниной и морскими млекопитающими. Оно стало административным центром Печорской волости, позднее переименованной в Пустозерскую волость, которая с 1575-1576 года включала в себя также Усть-Цильму и Ижму (север республики Коми). Чуть позднее поселение стало центром для сбора податей.

Пустозерск явился и первым торговым поселением на северных территориях. Он был построен почти за 100 лет до Архангельска, который был заложен благодаря в том числе и перспективам открытого в 1553 году англичанином Ченслором морского пути из Западной Европы в Беломорье. В 16 веке в Пустозерск стали наведываться английские торговые шхуны. Пустозерск был также исходным пунктом для экспедиций беломорских поморов через Карский пролив в Сибирь.

Англичане, которые несколько десятков лет держали в своих руках монополию на иностранную торговлю в России, постепенно распространили ее и на северные земли и попытались в 1611-1613 годах взять под контроль всю торговлю между Усть-Цильмой и Уралом. Царь Михаил Федорович Романов решил централизовать торговлю с заграницей, чтобы предупредить незаконный экспорт. В 1619 году он постановил запрет на торговлю с иностранными компаниями в Пустозерске. Похожие ограничения были предприняты в отношение Мангазеи и города Колы, и не только ради контроля за торговлей и успешным сбором налогов, но и для укрепления только что заложенного Архангельска. Победа Ермака над Сибирским ханством открыла новый более простой и короткий путь в Сибирь через пермскую землю, и это означало конец  Пустозерска как важнейшего торгового центра.

Место ссылки

Пустозерск имел значение не только как место для торговли или отправной пункт для завоевания ненецких земель. Для русских Пустозерск больше был известен как место ссылки для врагов царской власти. Во второй половине 17 века Пустозерск как одно из наиболее отдаленных уголков в Российской империи отлично подходил для данной цели. Князь Василий Голицин, известный как фаворит и помощник княгини Софьи, в 1679-1689 годах заведовавший иностранными делами России, был одним из сосланных сюда. Когда Софья боролась за власть против своего брата Петра I, она получила поддержку от князя Голицина, которая окончилась для него ссылкой сначала в Мезень в 1689 году, а потом в Пустозерск в 1691 году. Здесь он пробыл 19 лет. После восстания староверов на Соловках в 1668-1676 годах несколько предводителей духовенства также были сосланы в Пустозерсмк. Та же участь постигла и сторонников Стеньки Разина. Самый знаменитый из пустозерских заключенных – ревностный служитель церкви, критик царского режима протопоп Аввакум. Аввакум был лишен сана и приговорен к содержанию в подземной тюрьме. Аввакум был сожжен в срубе на торговой площади в Пустозерске. На месте казни был возведен крест. Там, где стоял крест, песок постепенно становился необыкновенно белым, и с каждым годом его прибывало все больше и больше. Жители Пустозерска заметили, что человек, прикоснувшийся к кресту, избавлялся от боли и недугов. Правление городка было этим недовольно и крест был снесен.

Государевы ясаки

Сбор налогов российским государством в царскую казну в виде пушных товаров, или ясака, был причиной первых вооруженных столкновений между русскими и ненцами в 17 веке. С 1640 года известны упоминания о нападениях на сборщиков дани.

Дань, которую ненцы обязаны были платить, не представляла собой налог на торговлю или землю. Большей частью это был «подушный» налог, однако найдены документы, подтверждающие существование налога на рыбные угодья. Из протокола от 1574 года о сборе ясака: «…вокруг Пустозерска, на расстоянии 100-200 верст, проживают в 49 чумах пустозерские самоеды и некрещеные, которые подчиняются великому князю».

Ненцы должны были платить одинаковый налог на каждого мужчину или охотника из лука. За лук по два белых песца в год или по два алтына. В 1695 году числилось 103 налогоплательщика из рода Тысиня, 61 из рода Лохей и 4 их Хатанзей и Валей.

Из ясачных книг можно узнать. Что ненцы обдорских и ямальских тундр. Такм называемые карачеевские или каменские самоеды. Часто перекочевывали в Большеземельскую тундру, недалеко от Пустозерска, а некоторые уходили на самый запад, к Канину. Кроме уплаты подушного пушного ясака, ненцы должны были платить за использование рыбных угодий – 6 рублей. В 1707 году был введен новый более высокий размер налогов. Ненцы должны были платить по три песца на человека, а лесные ненцы Усть-Цильмы и Ижмы – по 15 беличьих или горностаевых шкурок. В дополнение к этому взимался налог для «царских телохранителей», который сначала являлся «добровольной» платой, но постепенно превратился в обязательную.

Сбор налогов обычно осуществлялся зимой, когда в Пустозерске проходила ярмарка. Тогда у крепости могло собраться более 2000 ненцев, от Ямала на востоке до Мезени на западе, со своими пушными запасами, олениной и ценной «слоновой костью» - костью моржа. Одновременно наезжали русские из Архангельска, Холмогор, Пинеги, Мезени, Вологды и даже из Москвы, чтобы сделать деньги на прибыльной торговле.

В летнее время ярмарки тоже проводились, но в гораздо меньшем масштабе, у узкого Карского пролива, а также в других местах, где ненцы проводили летовку. Эти ярмарки часто сопровождались распитием спиртного, после чего торговцы, вероятно, получали обратно то, что они платили за пушные товары, оленей и соленую рыбу.

По книге Эйвина Равна "Борьба за тундру. Ненцы и их история"


Наверх!
Закрыть
Задать вопрос
Закрыть
Форма заявки
Желаете пройти весь опрос?
Это займет не более 3-х минут
Закрыть