Размер шрифта A
A
Цвет Текст Текст Текст
Настройка
Изображения
Настройки шрифта
Выберите шрифт
Интервал между буквами (Кернинг)

Ханты

Ханты – народ в Западной Сибири. Самоназвание – ханти, хандэ, кантэк. Бытуют локальные самоназвания (по названиям рек): Казым ех (люди Казыма), Сыня ех (люди Сыни) и т.п. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются иногда общим названием обские угры. До начала XXвека русские называли хантов остяками.

Среди хантов выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре, а также эндогамией. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные группы, различающиеся обычно по названиям отдельных обских и иртышских притоков, в бассейне которых они живут: васюганские, салымские, казымские и др.

Хантыйский  язык вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. В хантыйском языке три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васьюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями – ненцами, татарами, коми-зырянами.

Расселение хантов в древности было очень широким – от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на Юге и от Енисея на Востоке до Зауралья, включая бассейны рек Северная Сосьва, Ляпин, Пелым и Конда. В последующем часть западных хантов переселилась на Восток и Север. На Севере ханты вступали в контакты с ненцами и частично были ими ассимилированы. В южных районах шли интенсивные процессы тюркизации, а с XВИИИв. И обрусения. К XXвеку южные ханты были почти полностью ассимилированы сибирскими татарами и русскими.

За три столетия (XВИИ-XИXвв.) пребывания в составе Российского государства численность хантов выросла с 6,3 тыс. чел. до 16,2 тыс., или в 2,5 раза, при этом число северных хантов увеличилось почти в 3 раза (с 2579 до 7534 чел.), число восточных – в 2,7, южных – в 1,7 раза. Рост численности хантов продолжался и в XXвеке. В 2002 г. в России проживало 28678 хантов. По численности они продолжают оставаться одним из крупнейших коренных народов Севера. Больше половины хантов сосредоточено в Ханты-Мансийском автономном округе – 11,9 тыс. чел. (52,8%), в Ямало-Ненецком округе их 7,2 тыс. чел. (32,2 %), в Томской области – 804 чел. (3,6 %). В Ханты-Мансийском округе более 70 поселков, в которых живут ханты. Большинство из них небольшие поселения, в которых число жителей не превышает нескольких десятков человек. Около 2 тыс. хантов живет в городах Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте. Значительная часть – за пределами территории традиционного обитания.

Этногенез хантов, как и в целом обских угров, - ещё далеко не решенная проблема. Согласно одной из точек зрения, в основе их формирования лежит культура древних аборигенных уральских племен, занимавшихся охотой и рыболовством. Позднее они подверглись влиянию скотоводческих андроновских племен с традициями скифско-сарматской культуры. Процесс слияния этих этнических элементов занял длительное время – до середины Итысячелетия н.э., когда в основном и сложились обско-угорские племена. К концу Итысячелетия н.э. с востока и юго-востока в Северо-Западную Сибирь пришли самодийские племена. Новый этап этнических взаимодействий. В результате которых часть обских угров восприняла элементы самодийской культуры, продолжался и в первые века ИИтысячелетия.

Серьезные разногласия вызывает у исследователей этническая интерпретация археологических культур этого периода. Так, В.И. Молодин считает, что андроновскую культуру наиболее обоснованно увязывать не с угорским этническим элементом, а с иранским этносом, а наиболее древняя угорская культура – кулайская. Территориально она относится к южной части таежного Приобья, которое и можно считать прародиной угров. В конце Итысячелетия до н.э. кулайцы расселились на север и запад. Первый переселенческий поток привел к формированию в Нижнем Приобье усть-полуйской культуры, на основе второго в северном Прииртышье возникла потчевашская культура. Обе эти культуры принято считать протохантыйскими.

В целом, археологические материалы свидетельствуют о сложности протохантыйских культур, о наличии в них разных этнических элементов. Позднее, в эпоху средневековья, существенное влияние на них оказал тюркский этнический компонент. Кроме того, здесь же имеются следы тунгусского и кетского влияния.

Русские (новгородские промышленные и торговые люди) были знакомы с «югрой», в т. ч. с хантами уже в XИвеке. Однако присоединение этой территории к Российскому государству началось лишь после разгрома сибирского хана Кучума. При этом часть южных (иртышских) хантов, стремясь обеспечить свою безопасность от татар, сама обратилась к Ермаку с просьбой принять их под московское покровительство. Первый русский острог – Обский городок – был построен на хантыйской земле в 1584 г. Почти одновременно возникают и другие остроги – Сургутский, Пелымский, Березовский, начинается освоение территории русскими служилыми и промышленными людьми, а с конца XВИИвека – крестьянами и рыбопромышленниками.

К приходу русских ханты делились на ряд племен. Каждому племени соответствовал  свой диалект. У каждого племени был свой центр и свои вожди. В период военной опасности племена заключали союзы против общего врага. Каждое племя хантов делилось на две экзогамные фратрии: моньть и пор. Все члены фратрии считались кровными родственниками. Позднее фратриальная экзогамия уступила место родовой. Численность родов в каждой фратрии постоянно увеличивалось в связи с ростом численности населения и переселением на другие промысловые угодья. У каждого рода имелся общий для всех членов знак – тамга, свое кладбище, культ предка.

В административном отношении ханты входили в состав трех уездов: северные – в Березовский, южные – в Тобольский, восточные – в Сургутский . Всего насчитывалось более 30 хантыйских волостей. Ещё в 10 ханты жили совместно с манси, селькупами и ненцами. Русские воеводы опирались на родоплеменную верхушку хантов (князцов0. Особенно большую помощь оказали властям кодские князцы Алачевы, которые участвовали во многих походах русских по Сибири. За усердную службу им была оказана беспримерная в истории Сибири милость: они получили право собирать «на себя» ясак с двух хантыйских волостей. Когда нужда в Алачевых в качестве опоры миновала, они были лишены всех привилегий.

Стремясь укрепить свое влияние среди хантов, правительство насаждает у них христианство. Особенно энергично крещение проводилось в начале XВИИИв. И считалось завершенным к 1751 году, однако носило оно исключительно формальный характер и почти не повлияло на традиционные религиозные представления.

На протяжении XВИИ-XИXвв. характер жизни хантов не претерпел существенных изменений. По тактическим соображениям русское правительство не стремилось к всесторонней ломке их общественной жизни. Государство стремилось регулировать земельные отношения в пользу аборигенов. В соответствии с Уставом об управлении инородцев (1822 г.) ханты попали в разряд кочевых и за ними были закреплены земли, на которые не могло посягать пришлое население. Устав обязывал осуществлять судопроизводство у народов Сибири с учетом их обычного права, освобождал от воинской и земских повинностей, запрещал ввоз спиртного, создавал условия для веротерпимости.

Ситуация начинает меняться во второй половине XИXв. Правительство постепенно подчиняет хантов общегосударственному законодательству: разрешается объединять русские и инородческие поселения, переход из рода в род и уход из рода, начинается процесс перевода инородцев из разряда кочевых в разряд оседлых, на них распространяется паспортная система, которая определяла постоянное местожительство. Меняется административное устройство: старые волости заменяются новыми без учета родоплеменного деления. Так, например, 24 волости обширного Нарымского края были преобразованы в 5 волостей. Ханты оказались в двух из них – Васюганской и Нижнеобской. К 1917 г. основным правовым отличием хантов от русских крестьян оставалось освобождение их от воинской повинности.

Ханты – один из немногих коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, которые имеют национально-государственное образование – Ханты-Мансийский автономный округ. Он был создан в 1930 г. и сыграл важную роль в консолидации хантов. К моменту его создания ханты не были единым этносом: восточные называли северных «другим народом». Велика роль национальной государственности и в деле сохранения традиционной культуры. Степень ее сохранности у хантов, живущих на территории округа, выше, чем у хантов Томской области, где традиционный образ жизни практически утрачен.

Традиционные занятия хантов – речное рыболовство, особенно на Оби, Иртыше и в низовьях их притоков, таежная охота и оленеводство. Последнее на Севере, в тундре и лесотундровой полосе имеет мясо-шкурное направление, в таежной зоне – транспортное. В южных районах и по Оби ханты уже с XИXвека занимаются животноводством и овощеводством. Большое значение в жизни народа имеет собирательство. Соотношение занятий в зависимости от местных условий было различным. У живущих на берегу Оби основным источником существования было рыболовство, охота служила подспорьем. На крупных обских притоках значение рыбного промысла и охоты было примерно одинаково. У жителей верховьев рек рыболовство играло второстепенную роль, но занятия рыболовством, охотой и оленеводством по-разному сочетались даже в пределах бассейна одной реки.

Наиболее надежным источником существования у большинства хантов было рыболовство. Обилие ценных промысловых рыб (осетр, стерлядь, таймень, муксун) делало его высоко эффективным промыслом. Определяющим было запорное рыболовство: известно более 200 вариантов способов добычи рыбы с помощью различных запоров. Практиковалось в частности загораживание реки (протоки) гибкими щитами из древесных планок, которые образовывали котец, откуда рыбу вычерпывали сачками. В проходах между стенками запоров устанавливались морды, верши, гимги и другие подобные устройства. В загороженной части акватории была известна и ловля неводом. Этот способ получил большое распространение, когда рыболовство стало приобретать товарный характер. Широко использовались и другие орудия промысла: остроги, удочка, лук со стрелами, сетевые снасти и пр. Сети плели из конопляных и крапивных волокон, их окрашивали настоем коры черемухи, отчего они были малозаметны в воде.

Охотились ханты на северного оленя, лося, медведя, зайца, белку, лисицу, соболя, горностая и других пушных зверей; из птиц - на утку и гуся. Использовались активные и пассивные способы добычи. Белку, водоплавающую птицу добывали с помощью простого и сложного лука, в охоте на медведя использовали палку.


Наверх!
Закрыть
Задать вопрос
Закрыть
Форма заявки
Желаете пройти весь опрос?
Это займет не более 3-х минут
Закрыть