Размер шрифта A
A
Цвет Текст Текст Текст
Настройка
Изображения
Настройки шрифта
Выберите шрифт
Интервал между буквами (Кернинг)

Ненцы

Общие сведения о народе

Ненцы – народ на Европейском Севере и севере Западной Сибири. Самоназвание – ненэць, хасова, нешянг («человек»). В прошлом русские называли ненцев самоедами (на Европейском и Обском Севере) и юраками (Енисейский Север). Название «самоед» предположительно от саамского «самаэ-едне» (земля саамов), поскольку в далеком прошлом территория расселения ненцев была областью распространения саамов. Выделяются две этнографические группы ненцев: тундровые и лесные, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту и некоторым особенностям культуры. Поздним этническим образованием в составе ненцев является колвинская группа ненцев, возникшая в результате смешанных браков с коми-ижемцами. Колвинцы считают себя ненцами, но говорят на ижемском диалекте коми языка.

Ненецкий язык относится к северной ветви самодийской группы уральских языков. В диалектном отношении он достаточно однороден, хотя в нем и выделяются два наречия: тундровых ненцев и лесных. Язык тундровых ненцев подразделяется на говоры: канинский, большеземельский, малоземельский и колгуевский. В языке лесных ненцев выделяются пуровский, ляминский и нялинский говоры. Несмотря на ряд различий, все они взаимопонятны. Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. С 1937 г. на русском алфавите.

Происхождение самодийских народов, в т.ч. и ненцев связывают с кулойской археологической культурой в среднем Приобье . Отсюда в 3-2 веках до н.э. в результате природно-географических и исторических факторов началось постепенное продвижение кулойцев в низовья Оби и среднее Прииртышье. В первых веках новой эры под натиском гуннов часть самодийцев из Прииртышья отступила в лесную зону Европейского Севера, положив начало европейским ненцам. В процессе расселения по северу Восточной Европы и Западной Сибири ненцы ассимилировали часть аборигенного населения, основным занятием которого была охота на диких оленей. Позднее в состав ненцев вошли отдельные энецкие роды и часть угорского населения. Продвижение ненцев на Восток в бассейны Таза и Енисея, начавшееся еще в XВИИвеке, сопровождалось военными столкновениями с энцами и нганасанами. Известны, по крайней мере, три «большие войны». Последнее сражение состоялось в середине XИXвека у озера Туручедо на правобережье Енисея и закончилось оно не в пользу ненцев. Потерпев неудачу, ненцы отказались от дальнейших попыток продвижения на Восток. Этнотерриториальное размежевание в низовьях Енисея, таким образом, было завершено. Ненцы расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. В европейской части выделяется несколько ненецких ареалов («тундр»): Канинско-Тиманская, Малоземельская, Большеземельская. За Уралом ненцы живут в низовьях Оби и Енисея, на Ямальском, Тазовском и Гыданском полуостровах. Небольшие группы ненцев живут также в северных районах республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа, а также на Кольском полуострове. Поселения ненцев имеются также на островах Колгуев и Вайгач.

В 1989 г. в СССР насчитывалось 34665 ненцев. В 2002 г. в России проживало 41302 ненца. На Таймыре они концентрируются в Усть-Енисейском районе (п. Носок). Лесные ненцы (около 2 тысяч) живут в таежной зоне Ямало-Ненецкого округа по рекам Пур и Таз, на севере Ханты-Мансийского автономного округа (поселки Варьеган, Аган, Лемпино и др.), на юге и юго-западе Таймыра (поселки Тухард, Потапово и др.) Здесь они, как правило, не составляют сплошного этнического массива, живут совместно с другими народами.

К началу XXвека у ненцев, особенно сибирских, еще сохранялись пережитки родового строя. Род состоял из группы кровных родственников по мужской линии, имел свое родовое кладбище, жертвенные места, владел определенной территорией. В индивидуальном пользовании отдельных хозяйств были лишь летние рыбалки. Широко применялся коллективный труд. Для совместной охоты объединялись обычно несколько соседних стойбищ разного родового состава, но хозяевами места, где производилась охота, считались члены рода, которому эта территория когда-то принадлежала. Представители других родов участвовали в коллективной охоте в качестве «гостей», но на распределении продукции это никак не отражалось.

Браки у ненцев были строго экзогамными . У ямальских, гыданских и тазовских ненцев роды объединялись в две экзогамных фратрии, одна из которых (Харючи) состояла из родов самодийского происхождения, вторая (Вануйта) – из родов, восходящих к аборигенному генетическому субстрату, а также энецкого и хантыйского происхождения. У ненцев преобладали небольшие семьи, но имелись и большие патриархальные семьи, ведущие общее хозяйство. Имело место многоженство. Приобретение жены было связано с уплатой калыма, практиковалась и отработка за жену. Широко бытовал обычай левирата.

В комплексном хозяйстве ненцев на рубеже XIX - XX вв. ведущей отраслью было крупнотабунное оленеводство самодийского типа . Пасти оленей помогала оленегонная лайка, ненцы не знали доения важенок, не использовали оленей для вьючно-верховой езды, окарауливание стад производилось на оленьих упряжках. Средний размер стада составлял 200-300 голов, имелись и крупные табуны в 2-3 тысячи голов. Олени круглый год содержались на подножном корму.

Для ненцев тундровой зоны были характерны длительные сезонные перекочевки. Зимнее время они проводили на границе леса, летом – вблизи морского побережья. Часть оленеводов Большеземельской тундры лето проводило на острове Вайгач, куда оленей перегоняли весной по льду. На материк стада возвращались в августе, переплывая пролив Югорский Шар. Кочевья ямальских и большеземельских ненцев достигали значительной протяженности – от 500 до 1000 км. Перекочевки совершались небольшими переходами по 10-15 км. в день. Ненцы лесотундровой и таежной зон сезонные перекочевки совершали обычно по круговому маршруту. Мелкие стада практически круглый год проводили в лесной зоне, откочевывая на зиму на несколько десятков километров севернее. Забой оленей на мясо ненцы вели в течение всего года по мере надобности. Осенью производился массовый забой подросших телят и выбракованных животных, но в местности, где имелись дикие олени, забивать домашних избегали.

Основную часть времени олени находились под наблюдением пастухов. Зимой каждая семья пасла своих оленей отдельно, на лето стада объединялись для совместного выпаса. Малооленные хозяйства нередко отдавали своих оленей оленеводам, уходящим на север, а сами проводили лето около рек и озер, занимаясь рыболовством. Чтобы отличить чужих оленей от своих, животных клеймили. На боку оленя выстригали знаки собственности – тамги. Другой способ метки – фигурные вырезки на ушах. Тамги передавались по наследству от отца к младшему сыну. Другие сыновья, отделясь от отцовского хозяйства, придумывали себе новые тамги. Олени замужней женщины, данные ей в приданное, паслись в стаде мужа, но имели метки ее отца.

Заметное влияние на оленеводство ненцев оказали их соседи – коми-ижемцы. Оленеводство они заимствовали у ненцев, но внесли в систему выпаса существенные изменения (круглосуточная охрана стад, более поздние перекочевки на летние пастбища, более раннее возвращение в лесотундру), что позволило не только значительно увеличить поголовье, но и придать оленеводству товарный характер. Огромные стада ижемцев, новая система кочевок, позволяющая занимать лучшие пастбища, нанесли большой урон ненецкому оленеводству.

Охота на дикого оленя в дооленеводческий период истории ненцев была одним из их важнейших занятий. Не случайно дикий олень по ненецки илебць, т.е. средство к жизни. С развитием домашнего оленеводства значение этого вида промысла уменьшилось, особенно на Европейском Севере, где к началу XXвека дикий олень к тому же был практически истреблен. У ямальских, енисейских, лесных ненцев охота на оленя продолжала иметь важное значение.

Существовали различные способы добычи. Широкое распространение имела загонная охота с помощью «махалок» - шестов с привязанными гусиными крыльями, образующими коридор, в который загонялась часть дикого табуна и где его подкарауливали охотники. На оленей настораживали самострелы, их добывали с помощью оленя-манщика и маскировочного щитка, а также «поколками» на речных переправах. На полуострове Ямал и в бассейне Таза распространенной была охота гоном по насту на оленьей упряжке. На севере Ямала промысел дикого оленя продолжался круглый год, в других районах – в зависимости от его миграции.

Основным объектом пушного промысла в большинстве районов был песец нохо. Промысел начинался в декабре, когда песцы приобретают белый мех, и продолжался до марта. Промышляли давящими ловушками: пастями пя янго, кулемами, кляпцами ладорана. Известна также и загонная охота на оленьих и собачьих упряжках. В начале XXвека широкое распространение получил капканный промысел и ружейная охота. На юге ненецкого ареала, особенно у лесных ненцев важную роль в пушном промысле также играла добыча лисиц, росомахи, горностая, белки. На волков, которые были для оленеводов злейшими врагами, ненцы специально не охотились. Их убивали лишь во время волчьих набегов на стада домашних оленей. На арктическом побережье некоторые ненцы промышляли белого медведя сэр варк. Охотились на него обычно в марте-апреле, в основном из-за шкуры и медвежьего жира. Охота была индивидуальной, с ружьем. В случае неудачного выстрела охотник спасался от раненого зверя на собачьей или оленьей упряжке. Промысел бурого медведя варк был распространен мало, хотя именно с этим зверем связаны у ненцев различные запреты и обряды.

Охота на птицу носила потребительский характер. Летом, когда оленей забивали редко, мясо птицы составляло основу пищи. В небольших количествах его заготавливали и впрок. Чаще всего добывали линных гусей ябто. Охота была коллективной. Птицу, лишенную возможности летать, сгоняли на лодках к устью реки в загоны из сетей. В случае удачной охоты число гусей, попавших в сети, достигало 1,5-2 тысяч. Аналогичным способом добывали диких уток, в небольших количествах промышляли лебедей, а также гагар, шкурки которых охотно покупали у ненцев коми.

Важным объектом промысла на морском побережье и арктических островах были нерпа, белуха, гренландский тюлень и морж. В XВИИИвеке морского зверя добывали гарпуном и с помощью лука. Нерп подкарауливали у отдушин. Когда животное вылезало на лед, охотник закрывал отдушину доской с длинным ремнем, а нерпу убивал палкой или ножом. На белух охотились коллективно с лодок, загоняя животное на мелководье, где его убивали копьями. Судя по материалам зарубежных арктических экспедиций, в XВИИвеке ненцы подобным способом охотились и на китов. В Чешской губе в прошлом веке существовал также ненецкий дельфиновый промысел. Продукция морского зверобойного промысла носила не только потребительский, но и товарный характер. Мясо и жир использовались в пищу, из шкур морских животных изготавливали оленью упряжь, клыки моржа шли на продажу.

Составной частью этнохозяйственного комплекса ненцев было и остается рыболовство. Тундровые реки и озера богаты рыбой. В европейской части особенно ценными объектами промысла были семга, нельма, омуль, сиг, за Уралом – муксун сюмбак, пелядь пайха, чир идюрця, осетр ехэна. Основными орудиями лова к началу XXвека были невода, ставные сети, переметы и запоры. Неводами рыбачили на крупных реках, на небольших тундровых речках и озерах промышляли с помощью ставных сетей, переметов и запоров. Рыбу ловили в основном в летний период, практиковался и подледный лов.

Основным видом транспорта служила оленья упряжка . На оленях ненцы ездили круглый год. Для них характерна много лямочная запряжка веером. В летний период запрягали 5-6 оленей, зимой – одного-двух. Первым слева впрягался специально обученный олень-передовик. На нарту садились с левой стороны, управляли упряжкой с помощью шеста тюр и одной вожжи. Имелось около 10 видов нарт в зависимости от их назначения. Ненецкая косокопыльная нарта относится к самодийскому типу. Кроме ненцев она встречается у энцев, нганасан, селькупов, ханты и манси, некоторых других народов. У лесных ненцев тип нарт и оленьей упряжи несколько отличался, сохранялись у них и элементы оленеводства вьючно-верхового типа.

На Новой Земле, прибрежных островах и морском побережье в качестве упряжных животных использовались собаки. В небольшие  оленьего типа нарты впрягали веером от 3 до 12 собак. Ездовое собаководство было воспринято ненцами от русских. Собачьим транспортом пользовались в основном безоленные ненцы – охотники и рыбаки. На собаках развозили песцовую приманку, осматривали ловушки, выезжали на промысел морского зверя, перевозили различные грузы. Кормили собак сушенной рыбой, продуктами морского зверобойного промысла.

В летний период по рекам передвигались на лодках двух типов: составных дощатых нано и долбленых челноках хой нано. Дощатые лодки ненцы заимствовали у ханты и русских. На них ходили не только на веслах, но и под парусом. Долбленные челноки приводились в движение двухлопастным веслом. Лыжами ненцы пользовались преимущественно в лесотундре во время охоты. Известно три типа лыж: голицы пяй, подбитые камусом пена ламба и подбитые шкурой оленя или выдры хаба ламба. Палками при ходьбе на лыжах ненцы не пользовались.

Основной тип поселения ненцев – стойбище, состоящее из одного-трех чумов, принадлежавших родственным семьям. В летний период в стойбище объединялось большее количество семей. Стойбища рыбаков были более многолюдными, нередко они состояли из 20-30 и более жилищ. С появлением имущественной дифференциации и разложением родового строя родовой характер стойбищ стал заменяться соседским.

Ненецкий чум мя самодийского типа. Его опорную конструкцию составляли две жерди, вершины которых соединялись веревочной петлей или с помощью развилки. К ним приставлялись другие жерди – от 30 до 50 в зависимости от размеров чума. Летом чум покрывали покрышками из вываренной бересты, зимой – двухслойными покрышками из оленьих шкур. Очаг располагался в центре чума на железном листе, по обеим сторонам от очага укладывали доски, которые укрывали циновками из сухой травы или ивовых прутьев и оленьими шкурами. Место против входа за очагом считалось священным. Здесь хранили изображения духов-покровителей. Освещался чум жировыми светильниками. При перекочевках все элементы конструкции чума перевозились на новое место. Лесные ненцы остов чума оставляли на месте стоянки. Установка и разборка чума производилась женщинами. Из временных жилищ, в которых жили на промыслах, у ненцев встречались шалаши и заслоны из веток, шкур или покрышек чумов. В районах, где ненцы тесно общались с русскими, уже в конце XИXвека стали строиться рубленые избы.

Хозяйственные постройки для большинства ненцев не характерны. Ненужные вещи, хозяйственный инвентарь хранились прямо в тундре на нартах. В лесотундре, а иногда и на тундровых маршрутах кочевок некоторые ненцы из бревен и плах сооружали амбары, в которых хранили зимнюю одежду, пушнину, продукты. С этой же целью на зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на столбах-подпорках или козлах. Для хранения мяса и рыбы, добытой осенью, в земле устраивали ямы.

Традиционная ненецкая одежда – малица и совик у мужчин, ягушка – у женщин. Малица мальця – длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Малицу обычно носили с поясом из сыромятной кожи. Для защиты малицы от грязи и сырости поверх нее надевали рубашку из плотной ткани, а в сильные холода еще и меховой совик с капюшоном совак. В случае необходимости совик мог служить и спальным мешком: в нем можно было ложиться прямо на снег. В плохую погоду летом поверх малицы носили суконный совик. У ямальских ненцев известны совики из осетровой кожи, хорошо защищающие от дождя.

Женская ягушка паны, в отличие от мужской малицы, была распашной и двухслойной: мехом внутрь и мехом наружу. Она имела вид шубы с низким воротником из песцового меха. Головным убором в зимний период служил меховой капор. Летом женщины носили одежду аналогичного покроя из сукна. Женский и мужской костюм дополняли меховые штаны зимой и ровдужные летом. Во второй половине XИXвека штаны из ровдуги уже встречались редко, в обиход вошли покупные из сукна или хлопчатобумажной ткани. Обувью мужчинам и женщинам служили пимы пива – высокие меховые сапоги из камуса с сухой травой вместо стельки. Их надевали с меховым чулком. Женские пимы отличались от мужских лишь деталями выкройки. Для маленьких детей ненцы шили меховые комбинезоны такого же покроя как малица. С 5-6 лет дети носили обычную одежду. Праздничная одежда, особенно женская, отличалась от обычной обилием украшений и меховых аппликаций, а также цветом.

Традиционная прическа мужчин – подстриженные в кружок волосы. Некоторые ненцы, преимущественно за Уралом, волосы заплетали в косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы. Многие в качестве украшения носили налобные повязки судор из сукна, обильно украшенные бисером и металлическими цепочками. У ненцев Енисейского Севера и на Новой Земле в прошлом встречалась татуировка, скорее всего, сохранившаяся от досамодийского населения Севера.

Основным продуктом питания в зимний период у европейских ненцев было мясо домашнего оленя, енисейские, тазовские и ямальские ненцы чаще использовали мясо дикого оленя. Летом, а у малооленных ненцев и зимой преобладала рыбная пища. Растительные продукты, главным образом ягоды, у всех ненцев играли незначительную роль. Свежую и мороженую рыбу ели преимущественно сырой. Из рыбы готовили также юколу пэхэ, впрок ее запасали в квашенном и в соленом виде, но соли у ненцев всегда было мало. Одним из любимых рыбных блюд была строганина, а также вытопленный рыбий жир, в него макали куски рыбы, лепешки. Икру теребя ели сырой с рыбьим жиром или ягодами. Особенно ценилась икра озерной рыбы.

Из мясной пищи наиболее лакомым блюдом считалось свежее сырое мясо только что убитого оленя, а также молодые отростки оленьих рогов, опаленные от шерсти и очищенные от кожицы. Ненцы варили мясные супы, густо заправленные мукой, после того как сваренное мясо извлекалось из котла. Иногда перед варкой мясо предварительно коптили на огне. Мясо и суп ели отдельно. В случае удачной охоты на дикого оленя мясо заготавливалось впрок. Чаще всего его хранили в ямах в мерзлой земле, практиковалось также копчение и вяление. Широко использовалось мясо птицы: зимой - куропатки, с приходом весны - гусей, уток, гагар и др. Не употреблялось в пищу лишь мясо чайки, которая считалась у ненцев священной. Во время промысла линных гусей мясо этой птицы было основным питанием, его также запасали впрок вялением. Мясо птицы ели в вареном виде. В пищу употреблялось мясо, жир и мясо морских животных, а также медведя, некоторые части медвежьей туши для женщин были запретны.

С мучной пищей ненцы познакомились рано. Муку покупали у русских, из нее пекли лепешки и пресный хлеб реска. Чтобы придать хлебу пряный вкус в тесто добавляли дикий лук. Хлеб выпекали и из оленьей крови, добавляя к ней немного муки. Из привозных продуктов ненцы покупали в незначительных количествах сахар, крупы, растительное масло и обязательно плиточный чай. Чай заваривали прямо в котле и пили несколько раз в день.

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления. Весь окружающий мир представлялся им населенным духами. Своих хозяев-духов имели реки, озера, отдельные урочища, явления природы. От них зависила жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех их делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастью. Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, являлся Нум, обитавший на небе, хозяйкой земли - Яминю, считавшаяся покровительницей женщин, хозяином диких оленей - Илибем-пэртя. Злое начало отождествлялось с именем духа Нга - владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений. Нуму жертвы приносились весной и в начале зимы. В качестве жертвы могли быть кусочки хлеба, сукно, деньги и т. п. Приносились и кровавые жертвы хан, с этой целью ненцы убивали собаку или оленя. Одной из форм жертвоприношений было "кормление" изображений духов, которые имелись в каждом жилище, а также устанавливались в особых священных местах. Изображения духов делались из дерева или камня, нередко они наряжались в миниатюрную одежду. Жертвенные места, где устанавливались такие изображения, располагались обычно возле крупного камня необычной формы, на вершине сопки, на берегу озера.

Роль посредника между духами и людьми выполняли шаманы тадебя. Они определяли местоположение священных жертвенных мест, к ним обращались в случае болезни, неудачного промысла. Шаманство у ненцев было наследственным, шаманский дар передавался от отца к сыну . В зависимости от выполняемых функций существовали разные категории шаманов. Шаманы категории выдутана лечили больных, предсказывали будущее. Шаманы категории самбана ведали похоронным обрядом. Существовали и другие виды шаманской "специализации" - поиск пропавших оленей, помощь при родах и т. д. Основным шаманским атрибутом был бубен пензер. Полное шаманское облачение к началу XX века сохранилось только у восточных ненцев. В европейской части шаманы пользовались лишь специальной шаманской шапкой.

Шаманские камлания всегда происходили в чуме в любое время суток, но некоторые категории шаманов камлали только ночью при свете костра. Ненецкий шаман обычно имел помощника, который садился с ним рядом и повторял все его слова и напевы. Особыми шаманскими обрядами сопровождались рождение и смерть человека. Покойников хоронили наземным способом в особом срубе нэмб. На месте похорон убивали одного или нескольких оленей, оставляли поломанную нарту. В течение нескольких лет имя покойного не произносили, хотя оказывали ему всяческие почести. Раз в год посещали место захоронения. Через несколько лет шаман, принимавший участие в похоронах, провожал душу покойного в загробный мир.

Устное народное творчество ненцев представлено эпическими произведениями двух видов: героическими песнями сюдбабц и сюжетными рассказами ярабц в форме песен-плачей. Известны также исторические предания, сказки, загадки. Распространенным жанром являлись лирические песни-импровизации хынбац. Реалистический характер ненецкого эпоса делает его важным историческим источником, в нем ярко раскрывается быт, хозяйственная деятельность, взаимоотношения людей. Мелодии эпических произведений своеобразны, их исполнение близко к речитативу. Исполнялись они долгими часами, иногда несколько вечеров. Среди сказок выделяются сказки о животных, а также волшебные. среди которых часто встречаются видоизмененные сюжеты русских сказок. Тематика загадок, как правило, связана с основными занятиями, кочевым бытом ненцев, природой и животным миром тундры.

В искусстве ненцев можно выделить несколько видов: резьба по кости и дереву; инкрустация оловом; культовая скульптура и орнаментика из меха и сукна, выполняемая техникой мозаики. Резьбой ненцы украшали курительные трубки, колотушки для выбивания снега из меховых изделий, костяные детали оленьей упряжи, другие бытовые предметы. Инкрустация оловом или свинцом делалась в основном на черенках ножей и табакерках. Вначале на предмет наносился рисунок, по которому затем вырезали неглубокие желобки, в которые с помощью специального приспособления заливали расплавленные олово или свинец. Излишки металла срезались ножом, окончательная отделка производилась напильником, после чего деревянные части предмета чернили сажей.

Орнаментом из кусочков черного и белого меха, цветного сукна ненецкие женщины украшали одежду, обувь, головные уборы, сумки для хранения швейных принадлежностей. Из кусочков меха с помощью берестяного трафарета вырезался орнамент. Затем полоски орнамента сшивались таким образом, что узор из белого меха входил в темную основу, или наоборот. Узор состоял из геометрических, зачастую довольно сложных фигур. орнаментом украшали обычно полы женской одежды, подол, рукава и плечеыую часть. В отделке одежды встречались и другие технические приемы - аппликация, вышивка бисером и др.

В современном этнокультурном развитии ненцев большую роль играет национальная интеллигенция. Широкую известность получили профессиональные ненецкие поэты Л.В. Лапцуй, И. А. Юганпелик,и А.И. Пичков, П.И. Явтысый, прозаики В.Н. Ледков, А.Ф. Канюков, художники И.К. Вылко, К. Панков, композитор М.Н. Няруй и другие.

Несмотря на общую тенденцию к уменьшению числа лиц, свободно владеющих родным языком, языковая ситуация у ненцев к настоящему времени одна из самых благополучных. Язык сохраняется во всех возрастных группах. Сказывается консерватизм их традиционного оленеводческого хозяйства, отдаленность территорий расселения. Первоначально в основу ненецкой письменности был положен большеземельский говор тундровых ненцев. В настоящее время наблюдается переориентация литературного языка на ямальский говор, имеющий большее число носителей и более устойчивую функциональную среду. Разрабатываются отдельные учебные пособия для языка лесных ненцев. Учителей ненецкого языка готовят педагогические училища в Нарьян-Маре и Салехарде, РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Созданы собственные научно-исследовательскием учреждения. занимающиеся изучением и развитием традиционной культуры и языка ненцев - Научный центр гуманитарных исследований в Салехарде, окружные институты усовершенствования учителей, во всех окружных центрах работают этнографические музеи.

Мир богов и духов

Понятие «шаманизм» появилось в литературе в XVIII веке. Слово «шаман», воспринятое из языка эвенков, упоминается в письменных источниках ещё более раннего времени: в «отписках» и «доездах» русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XВИИвека, а немного позднее – в сочинениях иностранцев, описывавших обычаи народов Сибири. Через русских переселенцев оно распространилось по всей Сибири, а затем проникло в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином.

Существующие определения термина «шаманство» неодинаковы. Ученые по-разному истолковывают суть этого явления, однако практически все сходятся в том, что шаман – это священнослужитель в своем обществе, который выступает посредником между своим коллективом и сверхъестественным миром божеств.

Согласно традиционному мировоззрению ненецкого народа, растения, животные, люди, а также невидимые силы, обозначаемые термином «духи», - это создания единой Природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Для религиозной психологии ненцев характерно чувство зависимости от сверхъестественных сил, окружающих оленевода, охотника и рыбака.

В религии ненцев олицетворение природы основано на принципах древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания. У каждого объекта или явления окружающей природы, будь то река или озеро, дерево или камень, птица или зверь имеется свой «хозяин» - самостоятельное существо, как бы слившееся с данным объектом или явлением. Ненецкий пантеон сложный и многочисленный включает десятки имен: Илебям , пэртя – бог изобилия, дарующий людям оленей, Сиу-Нга-Нися – отец семи смертей, Я , Миня – богиня-покровительница рождения и земли, Ямал Не – богиня Ямала, Я , Небя – мать Земля и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности.

Важнейшее место в пантеоне занимают два образа богов. Один из них – Нум, олицетворение сияющего неба. Это верховное божество, которое пребывает в небесной зоне Вселенной и распоряжается судьбами народов. В его ведении находятся и судьбы шаманов. Словом нум обозначаются и невидимое абстрактное божество – Нум Вэсоко, и небеса как сфера Вселенной – нум , тид(нув , тид), куда поднимаются шаманы.

Второй образ связан с подземным миром, где, по воззрениям ненцев, обитают враждебные людям духи. Это – глава духов нижнего мира, Нга Вэсоко. Ненцы считают, что это грозное божество питается кровяной пищей и душами умерших людей, и каждый раз требует себе жертв. В случае их отсутствия или недовольства дарами он насылает на народ различные бедствия, болезни и смерть. После кончины провинившегося человека Нга берет его душу к себе в услужение и посылает на землю причинять зло всему живому. Нга живет на девятом ярусе подземного мира, достигаемом шаманами, приносящими жертву. Согласно мифам и легендам ненцев, Нга участвовал в сотворении мира. В некоторых преданиях Нум и Нга называются братьями.

К обитателям Нижнего мира относятся Мэд , на – дух уродов, Хабця , Минрена – дух всех болезней, Хансосяда – дух, уносящий разум, Я , Вол – дух зла земли. Жизнь обитателей Нижнего мира схожа, согласно мифам, с жизнью людей.

Ненецкие боги и духи – это фантастическое отражение самих ненцев, их устремлений, желаний, вкусов и потребностей. В соответствии со своими понятиями и особенностями мыслительной деятельности ненцы представляли себе и формы связи с этими существами, полагая, что на них можно влиять путем жертвоприношений, ублажая и подкупая угощениями. Чем слабее чувствовал себя человек, тем обильнее были жертвы.

Представления о взаимосвязи людей с миром богов и духов обусловили и веру в необходимость соблюдения определенных норм поведения, которые обеспечивают сохранение сложившихся отношений со сверхъестественными существами.

Едва ли не самая большая часть религиозно-этических норм связана с пребыванием человека на природе: в тундре, на воде, в тайге. На земле существуют духи-хозяева: хозяин гор – Пэ,Ерв, хозяин лесной зоны – Пэдара Ерв, хозяин моря – Яв,Ерв, хозяин озера – То,Ерв, хозяин реки – Яха,Ерв и др. От воли духов-хозяев зависит умножение поголовья оленей, здоровье и благополучие людей. За нарушение норм поведения духи карали при жизни. Любое несчастье рассматривалось как наказание. С помощью шамана обычно выясняли, кем из духов и за что послано наказание, как смягчить его или избавиться от него, какую жертву принести в искупление.

Все правила поведения сводились к серии различных запретов, оберегающих от людей покой духов-хозяев данной местности и их богатства. Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению к человеку, в зависимости от его поведения: если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не действует излишне жестоко, убивает животных лишь в необходимом количестве, то духи милостивы к нему, посылают дичь. В случае нарушения правил они гневаются и наказывают человека. Эти запреты отражают бережное отношение ненцев к окружающей природе.

Во время пребывания в тундре или тайге на промысле зверя запрещается кричать, свистеть, громко смеяться и разговаривать. Нельзя загрязнять воду в озерах и реках, так как хозяин воды – Ид , Ерв этого не терпит и рано или поздно наказывает за неуважение к себе различными неприятностями и болезнями. Некоторые ненцы говорят о недопустимости вырывать траву с корнем, мотивируя данный запрет тем что трава – волосы земли и хозяин земли – Я , Ерв гневается за боль.

Нарушения правил поведения по отношению к духам и божествам в условиях семейного быта также влекло за собой различные виды наказания.

Считалось совершенно недопустимым осквернять огонь, бросая в него мусор и нечистоты, класть в огонь острые железные предметы, перешагивать через очаг, наступать на золу. Нельзя было отступать от ежедневного кормления и угощения огня кусочками пищи и напитками, входившими в рацион хозяев чума. За нарушения хозяин огня – Ту , Ерв или Ту , Хада – хозяйка, наказывали обитателей жилища и лишали их своей охраны от злых духов.

В каждой семье хранятся изображения духов-покровителей домашнего очага: хозяйки чума – Мяд , пухуца, духа-предка – нгытырма или сидрянг.

Восстановление нарушенной в природе гармонии является главным назначением шамана, предопределенным свыше. Для выполнения данной цели шаманы наделяются даром ясновидения – внутренним зрением (сэвтана) и всевидением, магическим слухом (ябта инзелесь) – способностью видеть и воспринимать последствия возмущения «сил природы».

Смысл жизни у ненцев заключается в потомстве, счастье, соблюдении заветов отцов. Цель жизни многогранна – материальное благополучие, здоровье и долгая жизнь, утверждение своего «я».

Как и в других религиях, в шаманизме ненцев представлены общечеловеческие моральные требования: не убивать, не красть, уважать родителей, не желать зла ближнему.

Имелись особые предписания и запреты в отношении женщин. Женщины не могли участвовать в общественном жертвоприношении (хан , ты), ездить на посвященном божествам олене, посещать культовые места; они не допускались на церемонии посвящения шамана, изготовления и кормления некоторых категорий сядаев (идолов).

У ненцев разработаны предписания и запреты, относящиеся к приготовлению и приему пищи. Существовали строгие правила забоя животного и разделки туши, распределения мяса между участниками жертвоприношений духам. Обязательным было угощение домашних духов кусочками свеженины и вином, запрещалось употреблять в пищу мясо некоторых зверей и птиц, например, горностая, лисы, гагары, орла, вороны, чайки, лебедя.

Чум как модель мира

Основное жилище ненцев Чум сооружался из 30-50 шестов, покрывался двумя слоями оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренний слой шкур клали шерстью внутрь, а верхний – наружу. Летом покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны. Место «не» — для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой. Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи в том числе и гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.
Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с место на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появление передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивание снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.
Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.


Наверх!
Закрыть
Задать вопрос
Закрыть
Форма заявки
Желаете пройти весь опрос?
Это займет не более 3-х минут
Закрыть